|
Почитать ещеУчиться, учиться... Schutzhund: подчинение собаки в защитной службе Приучение щенка ложиться по команде Шутсхунд: коррекция в нынешнем (настоящем) обучении Шутцхунд: активность собаки |
Взгляд изнутри (гуманная дрессировка собак)В настоящее время в теории и практике дрессировки, сосуществуют прямопротивоположные точки зрения на ее методы. Одни специалисты считают, что дрессировка должна быть "мягкой", а другие "жесткой". Одни сторонники "убеждения", другие "принуждения". Кто же из них прав? Давайте попробуем разобраться. Во многих европейских странах, при дрессировке собак запрещено использование методов основанных на действии электрического тока, и применение строгих ошейников, считается, что это "негуманно". А в нашей стране, инструктора, подчас, рекомендуют в случае неповиновения или какой-либо другой провинности собаки, а то и просто для четкости воспроизведения отработанных навыков, избивать её. Иногда они даже показывают на собаках владельцев, как это нужно правильно делать. По-видимому, их понимание "гуманности" исчерпывается лозунгом - "Цель оправдывает средства". Очень печально на эту дрессировку смотреть со стороны, особенно тогда, когда этими владельцами являются дети и подростки. По этой причине некоторые дрессировочные площадки можно назвать "школами жестокости". С позиций другой точки зрения, которая получила широкое распространение в нашей стране и за рубежом собаку нужно дрессировать только с помощью ласки и уговоров, то есть без принуждения со стороны дрессировщика. Эти расхождения во взглядах вызваны, по-видимому, отсутствием единых представлений о степени гуманности тех или иных методов дрессировки. Ключ к пониманию возникших противоречий, как мне кажется, находится в расшифровке понятия "гуманное". В буквальном переводе с латинского "Гуманное" означает "Очеловечное, человеческое". В мировом сообществе сложились определенные взгляды на отношения между людьми. Можно сказать, что человеческая "мораль" - это кодекс достаточно четко сформулированных понятий. В этом кодексе понятие гуманизма имеет некий объединяющий смысл, определяющий основу отношений. Не удивительно поэтому, что понятие глубоко укоренившееся в сознании людей было перенесено, почти автоматически, на отношения между людьми и животными. Ученым, изучающим жизнь псовых в естественной среде обитания, хорошо известно, что существующие представления о моральных и этических аспектах человеческих отношений, совершенно неприемлемы для оценки характера взаимоотношений между животными. По моему мнению, в бытующее представление о гуманном отношении к собаке должны быть внесены некоторые коррективы. Считаю, что настало время, когда на понятие гуманности необходимо взглянуть не только с позиций человека, но и с позиций собаки. Без знания основных этологических и экологических видовых особенностей поведения и учета законов социальной организации стай псовых человек не сможет правильно, а следовательно, гуманно строить свои отношения с собакой. То, что с позиций человека кажется гуманным и соответственно не жестоким, с точки зрения собаки, на самом деле, может быть крайне жестоко. Ведь в стаях диких псовых своя мораль и своя этика собачья. На мой взгляд, гуманными, являются такие методы дрессировки, которые не травмируя психику собаки, улучшают психоэмоциональный контакт между собакой и ее дрессировщиком. Тому, кто по той или иной причине длительное время тесно общался с собаками, хорошо известно, что, хотим мы того или нет, но если собака живет в городе, среди людей, ее необходимо воспитывать. В процессе воспитания к ней, независимо от нашего желания, приходится применять принуждение, так как одними уговорами желаемые для человека нормы поведения у собаки сформировать нельзя. Известно, что щенки склонные к лидерству, по мере взросления, пытаются навязать свою волю членам семьи, в которой они проживают, то есть занять в ней главенствующее положение. Если такой собаке (с позиций силы) вовремя не определить подобающее ей место в уже существующем табели о рангах, то она попытается управлять домочадцами с помощью силы. Другими словами, неподчиненная собака начинает подчинять себе собственных хозяев пуская в ход зубы. С проблемой - "агрессия на членов семьи" к нам, в школу, обращаются владельцы собак различных пород. Надо отметить, что собака ставящая себя по ранговому положению выше своих владельцев, если даже и не кусает хозяев, то часто доставляет им неприятности другими способами. Например, убегает от них, выгуливая часами, подбирает всякую дрянь на улице, бросается на посторонних людей и собак, или изводит своим лаем на улице и дома и т.п. Владельцы таких собак, как правило, изначально являясь приверженцами дрессировки основанной на ласке и убеждении, вдруг становятся ярыми ее противниками и применяют подчас очень жестокие, негуманные способы воздействия на собаку. Излишне мягкое отношение, особенно к собакам крупным, склонным к доминированию, часто приводит к серьезным, трудно исправимым перекосам во взаимоотношениях между собакой и членами семьи, а подчас и к трагическим последствиям. Профессионалам хорошо известно правило: чем лучше задатки собаки, ее рабочие качества, тем сложнее и грамотнее должен быть процесс ее воспитания и дрессировки. Собаководы-любители, подчас, не справляются с такими собаками, им не хватает знаний, умения и опыта. И в следствие этого лучшие рабочие псы выбывают из племенной работы клубов. Их сдают в ветеринарные лечебницы, в питомники, а подчас они путешествуют "по рукам", кочуя от одного временного хозяина к другому. Мне кажется, что любой человек сталкивавшийся с подобными фактами вынужден будет прийти к выводу, что не доподчинить собаку негуманно, так как от этого бывает плохо и собаке и человеку. Однако, переподчинить, обезличить собаку палочной дисциплиной еще менее гуманно. Как же быть? Исходя из определения данного выше (о гуманных методах дрессировки), при дрессировке необходимо применять такие воздействия, которые не вызывают длительного, болезненного психоэмоционального напряжения (стресса) у собаки и негативных изменений в отношениях между дрессировщиком и собакой. На мой взгляд, для собаки гуманными будут воздействия характеризующиеся следующими признаками: а) понятные; б) адекватные по силе; в) адекватные по длительности; г) привычные; д) этологически значимые; е) обезличенные. Рассмотрим эти характеристики воздействий. Понятными для собаки, являются те действия и воздействия дрессировщика, которые однозначно трактуются собакой (которые ей понятны). Казалось бы, нет более гуманного метода дрессировки, чем пищевой (или вкусопоощрительный), однако, и применяя его можно с успехом мучить собаку. Вот простой пример весьма часто встречающийся на практике. Вы решили научить щенка ложиться по команде, обычно, при правильной работе, собака решает эту задачу в течении 5-10 минут. Однако, дл начинающего дрессировщика сложность состоит в том, что используя принципы оперантного обучения, подкрепление необходимо давать строго в определенный момент времени. Если у вас нет четкого плана работы со щенком и вы, либо опаздываете подкреплять его действия, либо подкрепляете их преждевременно, собака не сможет понять поставленную перед ней задачу. В ответ на непонятные для нее действия хозяина, собака, обычно, проявляет бурный эмоциональный протест, а затем отказывается от работы. Если вы вовремя не перестроитесь, то в дальнейшем ваш питомец постарается избежать ситуаций, связанных с обучением навыку укладки. Это произойдет потому, что нерезультативное поведение приводит к психоэмоциональному напряжению. Разве это гуманно?
|
Сейчас на форуме
|