|
Почитать ещеКакие еще пингвины живут в антарктических водах? Мышление Как лосось находит "свое" место нереста за тысячи миль от него? Регенерация Рецепторы |
ТканьТкани - это системы клеток и межклеточных структур, обладающие общностью строения (в ряде случаев и происхождения) и выполняющие определенные функции. Благодаря такому тканевому разделению труда обеспечивается успешное выполнение различных функций многоклеточного организма. У животных обычно различают ткани эпителиальные, соединительные, мышечные и нервную. Эпителиальные ткани покрывают поверхность тела и выстилают его полости; они состоят из плотно уложенных пластов клеток. Эти ткани выполняют защитную, всасывающую и секреторную функции. К соединительным тканям относят собственно соединительную ткань, скелетную, или опорную, - хрящевую и костную, а также кровь и лимфу. Для этих тканей характерно большое количество волокнистого и аморфного межклеточного вещества. В крови и лимфе - тканях внутренней среды - это вещество жидкое, и в нем свободно взвешены форменные элементы крови - эритроциты, лейкоциты, кровяные пластинки (тромбоциты). Соединительные ткани выполняют трофическую, защитную и опорную функции, а кровь и лимфа - кроме трофической и защитной также транспортную и газообменную. Мышечные ткани - гладкая и поперечнополосатая - обладают способностью к сокращению. Гладкая мышечная ткань состоит из вытянутых клеток длиной от 15 до 500 мкм. Поперечнополосатая ткань образована мышечными волокнами (скелетные мышцы) или клетками (сердечная мышца). Гладкие мышцы у позвоночных животных и человека составляют двигательный аппарат внутренних органов - пищеварительной трубки, легких, бронхов, выделительной системы, а также кровеносных и лимфатических сосудов. Нервная ткань состоит из нервных клеток - невроцитов, или нейронов, и нейроглии. Нервные клетки воспринимают раздражение, проводят возбуждение по своим отросткам - нервным волокнам и передают их другим клеткам и тканям. Нейроглия выполняет трофическую, механическую и защитную функции. Многие ткани и во взрослом состоянии сохраняют часть малодифференцированных (стволовых) клеток, за счет которых происходит пополнение клеток взамен погибших и регенерация при повреждениях. У растений различают образовательные ткани (меристемы) и постоянные (основные) ткани. В результате деления клеток меристем увеличивается число клеток тела растения, которые, со временем дифференцируясь, входят в состав постоянных тканей (см. Клеточная специализация (дифференцировка). Меристемы бывают верхушечными, вставочными и боковыми. Из клеток верхушечных меристем состоят конусы нарастания побега и корня растений. Примером долго сохраняющейся вставочной меристемы может служить нежная ткань, находящаяся в самых нижних участках междоузлий злаков, благодаря чему побеги этих растений могут быстро удлиняться. Боковые (продольные) меристемы обычно расположены в виде тяжей или слоев клеток более или менее параллельно продольной оси стебля или корня. Верхушечные и вставочные меристемы принято считать первичными, как и боковую меристему прокамбий, который берет начало от верхушечной меристемы. Другие боковые меристемы - камбий и пробковый камбий - рассматривают как вторичные. Все постоянные ткани, возникающие из первичных меристем, также называют первичными, а возникающие из вторичных - вторичными. К главнейшим постоянным тканям относят проводящие ткани: древесину, по трахеидам и сосудам которой осуществляется восходящий от корней ток воды с растворенными в ней веществами, и луб. Он имеет ситовидные трубки, по которым идет ток растворов органических веществ (в первую очередь - Сахаров), выработанных растением при фотосинтезе. Первичные древесина и луб возникают из прокамбия, клетки которого, дифференцируясь, сами становятся элементами этих тканей, а элементы вторичных древесины и луба образуются в результате деления клеток камбия, находящегося между древесиной и лубом. Деятельность камбия обусловливает утолщение стеблей и корней. Вода с минеральными веществами поступает в растение через всасывающую ткань (эпиблему) - наружный слой клеток корня, которые на некотором расстоянии от растущего кончика образуют выросты - корневые волоски. Дальше от кончика корня эти клетки вместе с волосками отмирают, а зона всасывания как бы перемещается по корню по мере его нарастания в длину. Фотосинтез происходит в богатых хлоропластами клетках ассимиляционной ткани - зеленых клетках листьев и молодых участков стеблей. Снаружи растение одето покровными тканями. Первичная покровная ткань листьев и молодых стеблей - это кожица, или эпидермис. В корне такой тканью становится слой прилегающих к эпиблеме клеток после отмирания последней. Вторичная покровная ткань стеблей и корней - это пробка, возникающая в результате деления клеток пробкового камбия. К механическим тканям относятся образующаяся нередко непосредственно под эпидермисом колленхима, клетки которой имеют неравномерно утолщенные, неодревесневевшие оболочки, и склеренхима, представленная узкими, длинными, обычно одревесневающими волокнами. Запасающая ткань предназначена хранить запасы питательных веществ. Ее клетки обычно паренхимны, т. е. их длина, ширина и толщина примерно одинаковы. Механические и запасающие клетки могут входить в состав древесины и луба. Система проветривания обеспечивает газообмен в теле растения. Она представлена специализированными группами клеток в покровных тканях - устьицами в эпидермисе, чечевичками в пробке. Через их межклетники воздух атмосферы контактирует с воздухом, заполняющим межклетники, пронизывающие остальные ткани растения. Как отмечено выше, каждой аминокислоте в матрице соответствует свой триплет оснований (кодон). А в каждой РНК, переносящей аминокислоту в рибосому, есть комплементарный ему триплет оснований (антикодон). Таким образом, благодаря кодонатикодоновым взаимодействиям обеспечивается воспроизведение уникальной последовательности аминокислотных остатков в синтезируемом белке, т. е. реализуется триплетный код белкового синтеза, абсолютно одинаковый у всех организмов любого уровня сложности - от бактерий до человека. Источник: Энциклопедический словарь юного биолога. Составитель Аспиз М. Е. Издательство "Педагогика", Москва, 1985
|
Сейчас на форуме
|