|
Почитать ещеВладимирская тяжеловозная лошадь Монгольская лошадь Ахалтекинская лошадь Вятская лошадь Кабардинская лошадь |
Орловский рысакОрловский рысак принадлежит к отечественным породам лошадей, имеющим широкое распространение в стране. История ее создания и совершенствования является показателем высокого зоотехнического творчества. Период создания породы относится к последней четверти XVIII и началу XIX столетия, когда в России, как и в других странах, возникла и затем все более возрастала потребность в упряжных нарядных, способных к резвой рыси лошадях. Это было связано с развитием торговли, промышленности, ростом городов, а следовательно, разъездов и поездок на лошадях. До создания орловской рысистой породы в России не было своей хорошей легкоупряжной лошади; в помещичьих конных заводах, большей частью у крупной дворянской знати, разводили лошадей верховых и полукровных пород, завезенных с Запада. Началом выведения орловской рысистой породы принято считать 1775 год, год привода А. Г. Орловым-Чесменским группы арабских лошадей, среди которых был выдающийся серый жеребец Сметанка. Полученный от Сметанки и буланой датской кобылы жеребец Полкан I при скрещивании с серой, выводной из Голландии рысистой кобылой дал жеребца Барса I. По экстерьеру и движениям на рыси Барс I соответствовал желательному типу. В нем сочетались породность, красота сложения, крупный рост, костистость, сила и главное способность бежать быстро рысью. В 1778 г., Орлов перевел лошадей из Подмосковья в Хреновской завод Воронежской губернии, где и повел работу на закрепление этого типа путем случки Барса I с матками, происходившими от сходного с ним генеалогического верхово-рысистого комплекса. В работу было вовлечено более десятка различных пород как верховых восточных, так и упряжных западноевропейских. Наряду с арабскими, английскими чистокровными, персидскими, бухарскими лошадьми участвовали в скрещиваниях норфолькские рысаки, голландские, мекленбургские и некоторые другие лошади. Племенная работа в Хреновском заводе велась методом, который теперь называется сложным воспроизводительным скрещиванием. Для закрепления типа и свойств выдающихся производителей обычным было применение инбридинга. Весьма действенными факторами в формировании орловской рысистой породы являлись направленный тренинг и испытание получаемых в заводе лошадей. Результаты испытаний лошадей служили главным аргументом при отборе производящего состава. Система испытаний была близка к практике использования легкоупряжной лошади, а именно: 1) на резвость с повторными заездами на короткие дистанции (200 саженей) и 2) на выносливость - пробег на 18-20 верст в экипаже с требованием прийти к финишу бодрым, свежим, на правильном ходу, со свободным дыханием и вообще без признаков утомления. Испытания эти служили не только для отбора отдельных лошадей, но закрепляли в породе рысистый аллюр, развивали резвость бега и выносливость в дальних поездках, что было хозяйственно полезно. В результате 50-летней заводской работы в России была создана легкоупряжная порода, хорошего экстерьера и обладающая наследственно закрепленным рысистым аллюром. Большую роль в совершенствовании, размножении и внедрении породы в коннозаводстве России сыграли крепостные графа А. Г. Орлова И. Н. Кабанов и особенно В. И. Шишкин. Последний внес и нечто новое в племенную работу: заложил мужские линии в орловской породе и ввел в практику разведение по линиям. После смерти Орлова (1808) управляющим Хреновским конным заводом с 1811 г. был В. И. Шишкин, который сумел завести и свой собственный конный завод. Разведение орловских рысаков быстро распространялось во многочисленных частных конных заводах, а затем они стали оказывать влияние и на массовое коневодство. В 1907 г. жеребцов этой породы насчитывалось до 10 тыс. голов, маток - до 100 тыс. голов. После перехода в 1845 г. Хреновского завода в ведение государства орловские рысаки стали все больше приобретать значение улучшателей и завозиться в государственные заводские конюшни и даже проникать в зажиточные крестьянские хозяйства, где их охотно использовали для случки с беспородными кобылами. На орловского рысака как на пользовательную выездную лошадь возник огромный спрос со стороны городов. Слава о нем распространилась за пределы России. Уже с 50-х годов начинается регулярный экспорт его в Западную Европу, главным образом в Германию и Австрию. В течение десятков лет экспортировалось около 10% продукции рысистых конных заводов России. Главная масса экспортировавшихся орловских рысаков шла как пользовательная лошадь в города. Вместе с тем орловский рысак, достигший в 70-80-х годах высшей славы за границей, сыграл также большую роль в возникновении в Германии и Австрии рысистых ипподромных испытаний и самого рысистого коннозаводства. Благодаря орловскому рысаку там развился рысистый спорт и бега как самоцель, что дало возможность проникнуть на ипподромы Европы и американскому рысаку. Как пользовательная лошадь американский рысак в Европе спроса не имел. Но как резвая и тогда уже узкоспециализированная призовая лошадь он стал вытеснять орловского рысака с европейских ипподромов и к 1900 г. вытеснил последнего полностью. Конкуренция с американским рысаком сначала на заграничных ипподромах, а вскоре и у себя дома заставляла русских коннозаводчиков работать над улучшением резвости орловца при сохранении типа и упряжных его форм, более совершенных, чем у американских рысаков. В этом были достигнуты значительные успехи. Так, если резвость орловского рысака до 1850 г. на 3200 м (3 версты) колебалась от 5 мин. 40 сек. до 5 мин. 30 сек., то к 1870 г. она достигла 5 мин. (жеребец Потешный), а в 1900 г. составляла уже 4 мин. 353/4 сек. (жеребец Питомец). Наконец, в 1910 г. жеребец Крепыш проявляет феноменальную по тем временам резвость: на 1600 м - 2 мин. 085/3 сек. и на 3200 м - 4 мин. 257/3 сек. Эти его рекорды были побиты лишь спустя много лет, уже после Октябрьской революции. К 1917 г. в России было зарегистрировано 6056 конных заводов рысистого направления, или 70% их общего числа, а ежегодная продукция заводов составляла не менее 40 тыс. рысаков. Следует отметить, что рысистые испытания проходила лишь незначительная часть лошадей: так, в 1905 г.- 3000, а в 1915 г.- около 4,5 тыс. голов. Большинство хозяйств тогда производило рысаков упряжного типа преимущественно для продажи в города как пользовательную выездную лошадь. Призовой тип рысака и призовое, чисто спортивное рысистое направление у нас стали обособляться и превращаться в специфическое "призовое дело" лишь после открытия на ипподромах в 80-х годах тотализатора (взаимное пари). После Октябрьской революции перед орловской рысистой породой, как и перед всем отечественным коннозаводством, была поставлена задача улучшения крестьянского сельскохозяйственного коневодства. А для этого были нужны прежде всего крупные жеребцы-производители, в частности такие, как орловские рысаки густого упряжного типа. Племенная работа с орловским рысаком стала вестись по единому плану совершенствования породы в направлении улучшения типа, экстерьера и резвости, которой придавалось все большее и большее значение. В последующем в заводской работе улучшились кормление, содержание и тренинг лошадей, особенно обращалось внимание на улучшение воспитания молодняка. За время первой мировой, а затем и гражданской войн численность орловских рысаков сильно сократилась. Во вновь организованных государственных конных заводах оказались главным образом лошади из тех старых заводов, которые были связаны с ипподромами и в которых находилась значительная часть лошадей из общего числа национализированных. Метизация орловского рысака была прекращена. Было признано необходимым особое внимание обратить на выработку рысака-улучшателя густого типа. В этих целях в 1926-1928 гг. проведены обследования племенного состава и выработаны, как тогда их называли, "стандарты" для породы и развития молодняка. К особенностям экстерьера орловского рысака относятся: сравнительно крупная сухая голова, часто с легкой горбинкой во лбу; высоко поставленная "лебединая" шея; длинный, мощный круп с эффектно отделяющимся хвостом; достаточно костистые конечности нередко сыроватые в суставах; длинное предплечье и голень, сравнительно короткие бабки. Оброслость у лошадей хорошая, грива и хвост пышные, волос шелковистый, мягкий, щетки длинные. Длинные в отношении к предплечью пясти обусловливают часто высокий ход, когда лошадь на рыси передние ноги поднимает высоко и сильно сгибает. Теперь такой ход встречается реже. Конституция несколько сыроватая, проявляется склонность к наливам. Отмечается слабость сухожильно-связочного аппарата конечностей, мускулатура развита не блестяще, копыта крупные, хорошо сформированы. Встречается размет передних ног. Наиболее распространенные масти: серая, вороная, реже гнедая и еще реже рыжая (5%). Промеры кобыл (см): 158-160-180-19,8.
|
Сейчас на форуме
|